Чтобы начать знакомство со спиннинговой ловлей достаточно самой обычной, простой и недорогой безынерционной катушки, которую можно приобрести в любом рыблоловном магазине, просто попросив самую популярную модель. Однако, когда техника спиннинговой ловли оттачивается, а условия рыбалки становятся все более сложными, неизбежно встает вопрос выбора хорошей спиннинговой катушки. А что такое хорошая спиннинговая катушка? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется. В этой статье мы попытались описать качества, которыми должна обладать идеальная спиннинговая катушка.
Корпус и механизм катушки Безынерционные спиннинговые катушки, в отличие от инерционных, устроены гораздо сложнее, и состоят из большого количества деталей. В качестве общего правила можно принять такое: чем меньше деталей, чем проще устроена катушка, тем она надежнее и неприхотливее.
Корпуса современных безынерционных катужек изготавливаются из алюминиевых сплавов, пластика и углепластиковых композитов. Алюминиевый корпус прочнее, однако углепластиковый значительно легче. Вопрос выбора между различными вариантами исполнения корпуса индивидуален, однако следует принимать во внимание условия ловли рыбы. Если рыбалка проходит в сложных условиях, на пересеченной местности и среди кустов, лучше отдать предпочтение алюминию. Если же рыбалка ведется на море или соленом озере, коррозионная стойкость пластиковых и углепластиковых корпусов будет более важным фактором.
Еще один ключевой фактор – качество сборки и подгонки деталей корпуса. В корпусе хорошей катушки не должно быть щелей, болтающихся деталей, в механизме не должно быть люфтов, ход кактушки должен быть плавным.
Размер катушки Размер катушки – настоящая дилемма: большая катушка позволит использовать прочную толстую леску, но плохо работает с легкими приманками и тонкой леской, а маленькая подходит только для лески с малой разрывной нагрузкой. В большинстве случаев, разрывной нагрузки лески в 4 кг достаточно (но не в случае морской рыбалки или троллинга тяжелыми воблерами). Кроме того, сама катушка, ее механизм, должен выдерживать разрывную нагрузку лески, которая используется с этой катушкой. Обычно информацию о допустимой разрывной нагрузке можно найти на шпуле катушки или в прилагаемой документации.
Итак, для типичных ситуаций, ловли небольшой и среднего размера рыбы, скажем, около килограмма весом, лучшим выбором будет леска с разрывной нагрузкой 3-4 кг и среднего размера катушка.
Кратность механизма Кратность механизма означает отношение числа оборотов ручки катушки к соответствующему числу оборотов шпули или лесоукладывателя вокруг шпули. Например, если кратность механизма 3:1, то за один оборот ручки на шпулю будет уложено три витка лески. Катушки с кратностью 3:1 считаются медленными и используются для ловли больших рыб. Их преимуществом в этом случае является больший крутящий момент, передаваемый на шпулю или лесоукладыватель. Катушки с кратностью 6:1 считаются быстрыми. Необходимая кратность механизма зависит от условий рыбалки, в частности, от того, насколько быстро, или, наоборот, медленно нужно выполнять проводку приманки.
Если выбирать только одну катушку, то следует остановиться на средней кратности: 4-4.5:1. Если же есть возможность взять на рыбалку больше, лучше брать катушки и с высокой и с низкой кратностью, чтоб быть готовым к любым условиям ловли.
Тормоз шпули Тормоз шпули – одна из самых важных систем катушки. Он отвечает за регулировку передаваемого на хлыст удилища, леску, приманку,и, наконец, клюнувшую рыбу усилия. При превышении определенного натяжения лески, тормоз стравливает леску с катушки. При стравливании лески вращение шпули должно быть плавным, без задержек, в противном случае повышается риск обрыва лески или схода рыбы. Всегда проверяйте, что у приобретаемой вами катушки тормоз обеспечивает плавное движение шпули независимо от установленного тормозного усилия. Существует два основных вида компоновки тормоза шпули: передний и задний. В общем случае, передний тормоз использует более широкий фрикцион, поэтому работает более надежно и плавно. Задний тормоз удобнее для регулировки, особенно, когда на конце лески уже сидит крупная рыба. Встречаются также катушки, оборудованные и передним и задним тормозом, они сочетают в себе преимущества обеих компоновок.
Подшипники Для монтажа вращающихся деталей в механизме катушки используются подшипники и втулки. Некоторые катушки содержат подшипник даже в ролике лесоукладывателя. Безусловно, подшипники повышают плавность хода механизма катушки и снижают трение. Чем больше в катушке подшипников – тем лучше. В идеальном случае эти подшипники должны быть сделаны из легированной нержавеющей стали и помещены в герметичные корпуса. Выбирайте катушку таким количеством подшипников, какое только позволит ваш бюджет. Как минимум, катушка должна содержать четыре подшипника. Нет ничего хуже катушки, которая плохо крутится и работает с заеданиями. Так что не экономить на катушке.
Шпуля Шпуля служит не только для хранения намотанной на нее лески, она играет очень важную роль при забросе приманки. Во время заброса леска с огромной скоростью снимается с переднего торца шпули, поэтому важно, чтобы леска сходила со шпули без лишнего трения и зацепов. Большинство современных шпуль делается из анодированного алюминия и пластика с добавлением графита. Графитовые шпули легче и обеспечивают меньшее трение лески, а алюминиевые более прочны и долговечны.
Существует два основных исполнения катушек: с открытой и закрытой шпулей. Большинство современных катушек имеют открытую шпулю, однако, в продаже можно найти и закрытый вариант. Закрытая шпуля имеет недостаток: при неаккуратном обращении леска под кожухом, внутри которого находится шпуля может запутаться, и рыболов этого не увидит. При этом первая же поытка заброса такой катушкой с запутанной леской усугубляет ситуацию. В современных катушках с закрытой шпулей применяются всевозможные ухищрения для устранения этой проблемы.
Особняком стоит такой вид шпули, как «шпуля для дальнего заброса». Это шпуля низкими бортиками и увеличенной длиной. Такая конструкция уменьшает трение лески во время заброса и позволяет забрасывать приманку дальше. Это очень важное качество для спиннинговой рыбалки на больших водоемах с чистым зеркалом или для рыбалки с берега. Запасные шпули, если они не входят в комплект катушки будут очень полезны: на них можно заранее намотать запасную леску или леску с другой разрывной нагрузкой. Это позволит не терять время на переоснащение спиннинга в случае обрыва лески или необходимости сменить лекску на более тонкую или толстую.
Блокировка обратного вращения Блокировка обратного вращения – абсолютно необходимая функция катушки для спиннинга. Эта функция обеспечивает невозможность обратного вращения шпули или лесоукладывателя, которое могло бы привести к обратной укладке лески, ее запутыванию или даже разрыву, в случае если леска намотается на ось шпули. Чем четче работает механизм блокировки обратного вращения, тем лучше. Существуют катушки с так называемой мгновенной блокировкой, в которых лесоукладыватель или шпуля практически не сдвигаются при попытке вращать их в обратном направлении из любого положения. Такие катушки лучше всего подходят для использования в качестве спиннинговых.
Механизм обратной блокировки должен отключаться специальным переключателем, в противном случае, слишком далеко смотанную леску придется вытягивать, преодолевая сопротивление тормоза шпули, что довольно неудобно.
Итак, выбор спиннинговой катушки может показаться сложной задачей, однако оценка катушки по перечню приведенных в этой статье характеристик задачу может сильно упростить. Внимательно отнеситесь к выбору катушки и возьмите самое лучшее, что найдете. Помните: хорошая катушка будет служить вам верой и правдой годами.
Удачной рыбалки.
|