Автокондиционеры, Автокондиционер, Автомобильный кондиционер, Ремонт автокондиционераАвтокондиционеры. Принцип работы С 1940-х годов, когда появился первый автокондиционер, технологии существенно продвинулись вперед. Простым нажатием кнопки мы сегодня можем за считанные секунды создать в салоне автомобиля максимально комфортную температуру. Давно ушли и те дни, когда починить кондиционер можно было своими руками. Однако, даже сегодня полезно хотя бы в общих чертах знать принцип действия автокондиционера – диалог с работником автосервиса в этом случае превратится для вас скорее в удовольствие, чем в разговор на разных языках. Принцип работы автокондиционера достаточно прост. У него есть сердце (компрессор) и кровь (хладагент). Насос прокачивает хладагент в газообразном состоянии через всю систему автокондиционера под давлением. Сначала он поступает в специальный радиатор (правильнее называть его конденсатор), в котором охлаждается и превращается в жидкость (охлаждение происходит за счет воздуха, поступающего снаружи при движении автомобиля или с помощью специального вентилятора). Система автокондиционера, в свою очередь, состоит из металлических и резиновых трубок разных размеров и расширительного (терморегулирующего) клапана – проходя через них, хладагент то увеличивается в объеме, то сжимается. Охлажденный газ попадает затем в испаритель, который находится около приборной панели автомобиля. Там же расположен небольшой вентилятор, который прогоняет воздух из салона (или снаружи автомобиля) через испаритель. Воздух охлаждается и поступает обратно в салон. Надо также упомянуть, что, проходя через испаритель, воздух заодно и осушается. Влага вместе с гарью и пылью капает вниз, на землю (вы, наверное, видели небольшие лужицы под автомобилями, которые долго стоят на одном месте с включенным двигателем и кондиционером). Таким образом, воздух в салоне при кондиционировании становится чище. Автокондиционеры. Подбор оптимального варианта
Если вы читаете эту статьи, то наверняка сталкивались с покупкой автомобиля или планируете ее в ближайшем будущем. Поэтому не понаслышке знаете, как подскакивает цена, когда в опции включается компонент «автокондиционер». Стараясь сэкономить, нередко люди покупают новые машины без автокондиционеров – мол, зима длится 8 месяцев, а летом и окошко можно открыть. Однако, первый летний выезд на дачу заставляет пожалеть об этом – в пробке с открытым окном долго не протянешь.
И тогда путь – в сервис за автокондиционером. Если у вас новая иномарка, вы счастливчик. Ведь даже если в ней нет автокондиционера (что случается все реже и реже), то обычно производитель предусматривает установку оного в последующем и оставляет в моторном отсеке место для механизмов. С отечественными авто все немного сложнее. По словам экспертов, установить автокондиционер на «Москвич» и старые модели АвтоВАЗа практически невозможно. Лучше дело обстоит с «Волгами» и новыми моделями Волжского автозавода. Эксперты также советуют ставить автокондиционер вместе с заменой отопителя, что поможет избежать частых поломок из-за несоответствия систем. Диагностика автомобильных кондиционеров
Сегодня почти 2/3 автомобилей оснащены автокондиционерами или системами климат-контроля. Многие привыкли пользоваться кондиционерами каждый день — и в холод, и в жару. Но не все знают, что автокондиционер, как и другие важные системы автомобиля, требует периодической проверки специалистами, иначе говоря диагностики. В противном случае это может привести к поломке и дорогостоящему ремонту системы автокондиционера. Большинство проблем возникает тогда, когда в системе автокондиционера по тем или иным причинам ощущается нехватка хладагента (R134a). Пустоты в системе могут заполнится водой, особенно если воздух на улице влажный.Если не обращать на это внимание, то при понижении температуры окружающего воздуха вода замерзнет, что приведет к поломке компрессора, а это равносильно капитальному ремонту системы автокондиционера. Для предотвращения этого необходима регулярная диагностика автокондиционера — примерно раз в 2-3 года. Правильная эксплуатация автокондиционера
Представьте себе, что вы в жаркий летний денек оставили свою машину на пару часов на стоянке перед гипермаркетом — в самый солнцепек. Все мы знаем это непередаваемое ощущение «как в бане», когда открываем дверь и садимся в салон. И, конечно, первое, что мы делаем после включения двигателя — включаем кондиционер «на полную». Однако профессионалы советуют немного другой алгоритм. Старайтесь включать автокондиционер не одновременно с пуском двигателя, а чуть позже, через 10-15 секунд. И выключать его тоже за несколько секунд до остановки двигателя. Это увеличит срок работы автокондиционера. Если в машине во время стоянки сильно запотели окна, то для того, чтобы быстро вернуть видимость, необходимо также использовать автокондиционер, причем в следующем алгоритме: включить кондиционер, направить воздух на окна, включить полную мощность, открыть доступ свежего воздуха с улицы (не циркуляция воздуха в салоне) и включить максимальный обогрев. Таким образом от влаги на стеклах через несколько секунд не останется и следа. Ремонт автомобильных кондиционеров Если вы почувствовали, что автокондиционер стал работать намного хуже или совсем перестал охлаждать салон, то, скорее всего, с ним произошел один из трех приведенных ниже случаев: 1) Недостаток свежего воздуха, обдувающего конденсатор, который входит в систему автокондиционера. Это может быть вызвано поломкой вентилятора, находящегося около конденсатора. 2) Низкий уровень хладагента. Как мы уже говорили ранее, на современных автомобилях рекомендуется проверять в сервисных центрах уровень содержания хладагента в автокондиционере — примерно один раз в 2-3 года. 3) Перегрев. Если двигатель часто перегревается, это может негативно сказываться на работе автокондиционера. Поэтому помимо проверки вентилятора конденсатора, также необходимо в жаркую погоду проверять исправность вентилятора радиатора двигателя. Кроме того, необходимо помнить, что если вы часто ездите на высоких скоростях по трассе, дополнительный приток свежего воздуха в систему автокондиционера значительно повышает эффективность его работы и сглаживает все его возможные неполадки. Так что вы можете просто не замечать, что в автокондиционере, например, низкий уровень хладагента. Но это тут же проявится в городских условиях. Поэтому периодическая диагностика системы автокондиционера все равно необходима.
Установка автокондиционеров
Установка автокондиционера — это всегда довольно дорогостоящая процедура. Связано это с тем, что установить автокондиционер на уже готовый автомобиль куда сложнее, чем в процессе сборки. Но если все-таки жизнь без прохлады в салоне вам не мила, то хорошо бы знать следующие вещи. Давайте разделим все иномарки на два типа: 1) японские марки 2) европейские марки и другие марки, производимые совместно с европейскими компаниями Установка автокондиционера на машины первой группы — относительно несложная процедура (обычно испаритель в них расположен под приборной доской у колен переднего пассажира, что облегчает доступ к нему). Установка автокондиционера на машины второй группы требует куда больших затрат времени и сил, так как испаритель находится в глубине моторного отсека — иногда процедура установки может занять 2 дня. Кроме того, многие производители оснащают автомобиль оплеткой проводов для автокондиционера, даже если и не устанавливают его. Это существенно облегчает последующую установку. Наконец, загляните под капот. Была бы у вас Honda Civic с ее обширным пространством вокруг двигателя — нет проблем. Но в большинстве машин мощный двигатель втиснут в очень ограниченное пространство, и установка компрессора (размером примерно с килограммовую пачку сахара) и конденсора (который еще больше) автокондиционера потребует предварительного снятия нескольких деталей. Неприятный запах автокондиционера
«От автокондиционера идет неприятный запах» - с такой проблемой нередко приходится сталкиваться автолюбителям. Давайте посмотрим, что вызывает неприятный запах. В большинстве случаев источник — это бактерии, которые появляются со временем в испарителе автокондиционера и в каплях влаги, которая конденсируется на пластиковой коробке, окружающей испаритель. В лучшем случае это может напоминать запах из холодильника, который не открывали несколько дней. Но иногда запах может быть намного острее и неприятнее. Длительное образование бактерий и отсутствие должной антибактериальной обработки может вызвать проблемы со здоровьем. Каким же образом бактерии появляются в испарителе в достаточном количестве для того, чтобы вызвать проблемы со здоровьем или неприятный запах? При нормальной работе автокондиционера вокруг испарителя постоянно конденсируется новая влага и вымывает «старую», в которой могли образоваться бактерии. Если же автокондиционер работает плохо (что обычно связано с недостаточным уровнем хладагента), новая влага перестает конденсироваться, а старая вбирает в себя всевозможные бактерии и другие загрязняющие вещества из воздуха, и чем дольше, тем более грязной становится эта вода. В этом случае необходима антибактериальная обработка. Как самостоятельно проверить автокондиционер
Автокондиционер работает наиболее эффективно в том случае, когда количество хладагента в нем соответствует определенному уровню, не больше и не меньше. Этот уровень (обычно это какой-то интервал, например от 510 до 590 миллилитров) указан в руководстве по эксплуатации. Если количество хладагента сильно меньше или сильно больше этого значения, это может привести к поломке автокондиционера. Самостоятельно проверить нехватку хладагента в автокондиционере можно — при включении системы вы, скорее всего, услышите негромкие щелчки в течение 3-5 секунд (это щелкает компрессор). Кроме того, можно визуально определить утечку хладагента — на трубках автокондиционера могут быть масляные разводы (хладагент обычно работает вместе с небольшим количеством масла). Ну, а если вы года три не диагностировали автокондиционер, то можно не искать никаких признаков нехватки хладагента — все равно она есть, и нужно ехать на автосервис проводить диагностику. Автокондиционер на джип (задний)
Чем больше машина, тем больше ей нужно холодного воздуха. И если вы озабочены комфортом пассажиров, сидящих в вашем джипе или микроавтобусе сзади, то можно рассмотреть вариант автокондиционера с задним контуром. Таким автокондиционером оснащаются некоторые модели японских джипов; российские автосервисы также проводят установку и ремонт таких задних контуров. Кстати, о ремонте. Покупая джип иностранного производства, будьте готовы к тому, что через год-два вам все-таки придется ремонтировать задний контур автокондиционера. Дело в том, что обычно шланги и трубы, по которым хладагент идет в задний контур, располагаются под днищем джипа. Сами понимаете, что от них остается после очередной нашей зимушки. В автосервисе вам могут предложить проложить шланги в другом месте (что займет немало времени и средств) либо вообще снять задний контур (многие поступают именно так, намучившись с его ремонтом). Ремонт радиатора автокондиционера
Неполадки в работе радиатора (конденсатора) автокондиционера обычно связаны с нарушением алюминиевой оболочки. Причиной этого может быть попадание инородных предметов во время движения автомобиля (камни и т.д.), взаимодействие с другими деталями в моторном отсеке или некачественный ремонт каких-либо агрегатов в моторном отсеке. Нарушение алюминиевой оболочки ведет к утечке хладагента, что, в свою очередь, негативно отражается на работе всей системы автокондиционера. Ремонт или замена радиатора автокондиционера должна осуществляться только в автосервисах — это требует особой квалификации и оборудования. Фреон для автокондиционеров
Если автомеханик воспримет вашу фразу «Заправьте кондиционер фреоном» буквально, то может случиться беда. Большинство автолюбителей (включая даже профессионалов) называют хладагент, использующийся в автокондиционерах, фреоном. Это не совсем правильно. Фреоном называется хладагент R-12 (CFC), который используется на старых автомобилях (обычно до 1993 года выпуска). С тех пор вот уже 16 лет автокондиционеры заправляются хладагентом R134a (HFC). Системы кондиционирования R134a намного более экономичны в плане потребления бензина, потерь хладагента и занимаемого в моторном отсеке места. Но вот что стоит помнить — эти два хладагента не могут работать вместе. У них разный состав и разные требования к давлению для нормальной работы. Так что если вы попытаетесь залить в новую машину R12 (или наоборот, R134a в старый «кондей»), это приведет к поломке компрессора автокондиционера. Стоит также сказать, что через несколько лет новые машины европейского производства будут выпускаться с новым хладагентом для автокондиционеров — R744 (он оказывает меньшее вредное воздействие на окружающую среду). Починка и заправка этого хладагента будут намного более сложными, чем сегодня, ведь работать он будет под намного более высоким давлением.
|